Главная \ Старинные книги

Старинные книги

Цена:  р.
Найдено: 0  
Показать Сбросить фильтр
Сортировать по: Названию  Цене  Сбросить 
Вид:      
Артикул: 0027т Информируем всех желающих! Данное предложением не является офертой.
Количество:
1 р.
Артикул: А777АА Информируем всех желающих! Данное предложением не является офертой.
Russian scientist, the historian Peppers, Vladimir, Nikolaevich. 1877 - 1960

Joint stock Company "UNIVERSAL LIBRARY BIBLIOTEKA" MOSCOW.
Количество:
1000 р.

Рукописная книга. Историческое становление К. теснейшим образом связано с процессом создания и формирования письма, структурные особенности которого (система знаков, порядок их расположения, особенности начертания), а также специфика писчего материала и инструмента для письма в значительной степени обуславливали конструктивные особенности самой К. В древности определились два основных типа конструктивной организации К.: лента-свиток (Египет, Греция, Рим, государства Древнего Востока) и совокупность пластин или листов, соединяемых в стопу или в блок (К. на пальмовых листьях в Индии и на Цейлоне, римские полиптихи и т.д.). В 4—3-м тысячелетии до н. э. в Древнем Египте возникает К. в форме свитка с использованием в качестве писчего материала Папируса, а со 2 в. до н. э. — пергамена. Средняя длина свитка не превышала 10 м, хотя известны свитки длиной свыше 40 м — так называемый папирус Гарриса (Британский музей). Уже в Древнем Египте искусство К. представляло собой результат весьма сложной и разнообразной профессиональной деятельности писцов и художников, украшавших рукописи на свитках орнаментами и различными изображениями. Характерной особенностью было стремление к функциональной и стилевой связи иероглифического текста с условно-символическими изображениями. Прототипом современной формы К. — кодекса является полиптих — несколько скрепленных между собой дощечек, натёртых воском, которые древние римляне применяли для письма. Древнейший из сохранившихся пергаменных кодексов — «Кодекс Синаитикус» — относится к 4 в. По сравнению со свитком кодекс вмещал большой объем информации и был конструктивно прочнее. Перелистывание гибких страниц, скрепленных в корешке, оказалось более удобным для письма и чтения, чем развертывание и одновременное свертывание свитка. В кодексе появляется титульный лист (от лат. titulus — надпись, заглавие), а также счёт страниц и тетрадей. С появлением кодекса возникает и переплёт, который первоначально делали из нескольких склеенных листов папируса или пергамена, а затем из деревянных досок. Мастера рукописной К. настойчиво стремились к гармоничному расположению на странице текстовой полосы, иллюстраций, орнамента. С 13 в. основным писчим материалом в Европе становится Бумага. Центром производства К. в средние века сделались мастерские-скриптории, в которых применялось первичное разделение труда. Текст писал писец-скриптор, оставленные им места для заголовков и буквиц заполнял рубрикатор, украшения и миниатюры выполняли иллюминаторы и миниатюристы. Переплеты и драгоценные оклады для К. изготовлялись переплетчиками и золотых дел мастерами. К. раннего средневековья обильно украшена изоморфическим орнаментом с изображениями рыб и птиц; в Англии и Ирландии в 7—9 вв. преобладал орнамент в виде плетёных ремней и жгутов. Характерные памятники искусства К. этой эпохи — Евангелие из Дарроу (около 670), Евангелие из Келса (около 800). В эпоху Каролингов возникают центры изготовления К. в Париже, Реймсе, Фульде, Type, появляется своеобразная форма латинского письма — каролингский минускул. После распада Каролингской империи ведущим центром изготовления К. становится монастырь на о. Рейхенау (на Боденском озере). С 13 в. в европейской К. господствует готика; особенно большое значение приобретает орнамент. Своеобразной красотой и высоким совершенством исполнения отличаются рукописи каллиграфов Востока (см. Каллиграфия).
Появление К. на Руси связано с распространением славянского письма, созданного во 2-й половине 9 в. Самая ранняя из сохранившихся русских датированных рукописных К. — «Остромирово евангелие» (1056—57). Известно 7 датированных К. 11 в., 8 К. 12 в. Замечательный памятник искусства К. — «Мстиславово евангелие» (около 1117), заключённое в драгоценный оклад. На рубеже 14 и 15 вв. в Москве создаются так называемые Евангелие Кошки и Евангелие Хитрово, художественное убранство которых принадлежит мастерам круга Феофана Грека и Андрея Рублёва. Большую роль в истории рукописной К. 1-й половины 16 в. сыграли мастера круга Феодосия Изографа, с деятельностью которых связано использование в К. гравированной на металле орнаментики (например, так называемое Евангелие Уварова). В середине 16 в. в государственной мастерской был создан многотомный летописный свод с большим количеством миниатюр. В орнаментальном обрамлении русской рукописной К. последовательно сменяют друг друга старовизантийский, «звериный», балканский, нововизантийский, старопечатный стили. Господствующим типом письма был первоначально Устав, а с 14 в. — Полуустав.
Печатная книга. Первым способом множественного воспроизведения К. была Ксилография — гравюра на дереве. Древнейшей печатной К. считают текст, оттиснутый с 12 досок в Корее в период между 704 и 751. Европейские ксилографические издания, появившиеся в 15 в., первоначально представляли собой лубочный лист (изображения иногда сопровождались текстом), а в дальнейшем — блок с запечатанными с одной стороны страницами (так называемая анопистографическая К.). Впоследствии лицевую и оборотную стороны печатали на двух отдельных листах, которые склеивали друг с другом (так называемая опистографическая К.).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/96247/Книга